Логопедические «придумки» для детей с речевыми недостатками и их родителей
Речь - сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3-х лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления.
Полноценно развитая речь возможно только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.
Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребенку на какие – либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи. Речь отца и матери, всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Необходимо создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт.
Постоянно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если у ребенка нет желания говорить, если он протестует в тот момент, когда его поправляют и просят повторить правильный вариант, не надо упорствовать, возможно чуть позже это удастся сделать. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных.
Вообще, игра – это прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребенок периодически участвующий в различных играх, все время совершенствуется, воспринимая себя как растущего, любознательного человека.
Своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучаться, упражняться и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость, предлагаем варианты логопедических «придумок» - игр, игровых упражнений на развитие речевых навыков вашего ребенка. Играть в них можно, занимаясь повседневными делами, в свободное время, по дороге в детский сад и т.д.
Ниже приведены варианты логопедических «ПРИДУМОК».
«Давай искать на кухне слова?»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? …
«Угощаю»
«Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Взрослому на ладошку, затем взрослый называет и «кладет» ребенку, и так до тех пор, пока все «вкусные» слова не «съедят».
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» …слова.
«Доскажи словечко»
Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок)….
«Подбираем слова»
Шить…платье Штопать…носки Завязывать…шнурки Вязать…шарф
«Бюро находок»
Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы….
«Приготовим сок»
Из яблок сок … (яблочный) Из груш …..
Из слив….. Из вишни…..
Из моркови….. Из апельсина, лимона…..
Справились? А теперь наоборот:
Апельсиновый сок из чего? …..
«Один – много»
Взрослый называет один предмет, а ребенок называет много предметов.
Например: одна кукла…….много кукол…
«Какой, какая, какие»
«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый называют увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
Представьте себе, что у вас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим, желтым…) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные мячи, красный дом…..»
Произносить предложение («Я пойду в школу или в д/ сад») по – разному : радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?)….
«Упрямые слова»
Есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пальто, кино, пианино, какао, метро…)
- Я надеваю пальто
- На вешалке висит пальто
- Я играю на пианино
- Мы пошли в кино
Ребенку задать вопрос и проследить, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Укрась слово»
Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).