г.Петропавловск-Камчатский, ул.50 лет Октября, д.13/1

Математика на природе

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связаны их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Нужна ли крошечному малышу, который едва выучился ходить, математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. Ну зачем такому крохе учить цифры? Действительно, зачем? А главная ошибка заключается в том, что многие из нас сводят такую многогранную и многоликую науку, как математика, к одному из ее разделов – арифметике. А между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать окружающий мир. А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать.

Изучение математики не обязательно скучное занятие. Ее изучать можно на прогулке, сочетая с игрой, а также по дороге домой, к примеру, из детского сада. Этакая «естественная» математика.
Данные игры направлены на изучение и закрепление: количественного и порядкового счета; написания цифр, сложения и вычитания; ориентировки в пространстве; сравнению по величине: форме, цвету, размеру; понятия о времени суток, днях недели, временах года; способствуют интеллектуальному развитию детей.

 

ИГРЫ В ПАРКЕ, ВО ДВОРЕ

  1. "Рисование цифр"

    Рисуем цифры мелками на асфальте или палочкой на земле (на снегу), можно выкладывать цифры из природного материала (камушки, палочки, листочки).

  2. "Математические прыжки"

    Рисуем мелом на асфальте (или на земле палочкой) небольшие клетки (чтобы можно было в них стать двумя ногами). Всего 10 клеток, можно и 11 (если с 0). В каждой клетке пишем числа, по порядку или вразнобой.

    1 вариант игры: прыгать в каждую клетку по счету сначала в клетку с цифрой 1 (или 0), затем в клетку с 2, затем с 3 и т.д. В таком варианте лучше клетки подписывать вразнобой.

    2 вариант: взрослый задает ребенку пример, ребенок должен прыгнуть в квадрат, на котором написано число, являющееся ответом.

  3. "Найди камешки"

    Взрослый предлагает ребенку найти, например, 10 камешков или листиков.

  4. "Дорожки"

    Рисуем на асфальте (на земле, на снегу) дорожки узкие и широкие. Ребенок должен через узкую дорожку перешагнуть, а через широкую перепрыгнуть.

  5. "Найди мяч"

    Эта игра развивает ориентировку ребенка в пространстве. Взрослый прячет мяч. Затем говорит ребенку путь к нему. Например, пойдешь прямо до дерева, дальше поверни направо и сделай 5 шагов, и найдешь там мяч.

  6. "След"

    В эту игру лучше всего играть зимой, когда выпал снег. Делаем отпечатки обуви своей и ребенка. Предложите ему сравнить их по размеру и форме, посчитать их.

  7. "Что за чем?"

    Игра с мячом. Взрослый кидает мяч ребенку при этом, спрашивая, например, "Что будет после лета?", "Первый день недели?", "В какое время суток мы спим?" и т.д. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и задает свой и т.д.

  8. "Высоко - низко"

    Игра с мячом. Подбрасываем мяч вверх и сравниваем какой бросок был выше.

 

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

  1. "Чего бывает по 4"?

    Ребенок, говорит, чего бывает по 4. Например, 4 лапы у кота, 4 этажа в доме, 4 ножки у стола, 4 пуговицы на куртке и т.д.

    Аналогичная игра "Чего бывает по 2?" Например, 2 глаза, 2 руки и т.д.

  2. "Назови предметы заданной формы"

    Ребенок должен назвать предметы заданной формы. Например, круг: солнце, колесо и т.д.

  3. "Что видишь?"

    Игра на развитие ориентировки в пространстве и речи. Ребенок должен рассказать, что видит справа, слева, впереди, сзади.

  4. "Считаем шаги"

    Предложите ребенку посчитать, сколько шагов, например, от вашего дома до детского сада, магазина, остановки и т.д.

  5. «Что больше?»

    Предложите сравнить ребенку, например, 2 дома (машины, дерева) и определить какие из них больше, а какие меньше. Сравнивать можно по высоте, ширине, толщине.

  6. «Считаем»

    По дороге домой или на прогулке считаем машины, деревья, дома или предметы определенного цвета.

  7. "Когда это бывает?"

    Взрослый спрашивает у ребенка: "Когда появляются подснежники?" Ребенок отвечает - весной, "Когда бывает рассвет?"- утром и так далее. В этой игре ребенок закрепляет понятия о временах года, частях суток, днях недели.

    Похожая игра "Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?"

  8. "Число по соседству"

    Ведущий (сначала взрослый, затем меняемся) загадывает число и говорит его соседей, например, 6 и 8, значит загаданное число 7.

  9. "Какой по порядку?"

    Вдоль дороги стоят машины разных цветов. Задаем вопрос ребёнку: «Какая по порядку (по счету) красная машина?» Или наоборот: «Какого цвета четвертая в ряду машина?»

 

Представленные игры не только развивают и закрепляют математические представления ребенка, но и способствуют более тесному взаимодействию между Вами и Вашим малышом, а также развивает память, внимание, мышление, речь, воображение.

Сайт создан: