Математика на природе
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связаны их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Нужна ли крошечному малышу, который едва выучился ходить, математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. Ну зачем такому крохе учить цифры? Действительно, зачем? А главная ошибка заключается в том, что многие из нас сводят такую многогранную и многоликую науку, как математика, к одному из ее разделов – арифметике. А между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать окружающий мир. А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать.
Изучение математики не обязательно скучное занятие. Ее изучать можно на прогулке, сочетая с игрой, а также по дороге домой, к примеру, из детского сада. Этакая «естественная» математика.
Данные игры направлены на изучение и закрепление: количественного и порядкового счета; написания цифр, сложения и вычитания; ориентировки в пространстве; сравнению по величине: форме, цвету, размеру; понятия о времени суток, днях недели, временах года; способствуют интеллектуальному развитию детей.
ИГРЫ В ПАРКЕ, ВО ДВОРЕ
- "Рисование цифр"
Рисуем цифры мелками на асфальте или палочкой на земле (на снегу), можно выкладывать цифры из природного материала (камушки, палочки, листочки).
- "Математические прыжки"
Рисуем мелом на асфальте (или на земле палочкой) небольшие клетки (чтобы можно было в них стать двумя ногами). Всего 10 клеток, можно и 11 (если с 0). В каждой клетке пишем числа, по порядку или вразнобой.
1 вариант игры: прыгать в каждую клетку по счету сначала в клетку с цифрой 1 (или 0), затем в клетку с 2, затем с 3 и т.д. В таком варианте лучше клетки подписывать вразнобой.
2 вариант: взрослый задает ребенку пример, ребенок должен прыгнуть в квадрат, на котором написано число, являющееся ответом.
- "Найди камешки"
Взрослый предлагает ребенку найти, например, 10 камешков или листиков.
- "Дорожки"
Рисуем на асфальте (на земле, на снегу) дорожки узкие и широкие. Ребенок должен через узкую дорожку перешагнуть, а через широкую перепрыгнуть.
- "Найди мяч"
Эта игра развивает ориентировку ребенка в пространстве. Взрослый прячет мяч. Затем говорит ребенку путь к нему. Например, пойдешь прямо до дерева, дальше поверни направо и сделай 5 шагов, и найдешь там мяч.
- "След"
В эту игру лучше всего играть зимой, когда выпал снег. Делаем отпечатки обуви своей и ребенка. Предложите ему сравнить их по размеру и форме, посчитать их.
- "Что за чем?"
Игра с мячом. Взрослый кидает мяч ребенку при этом, спрашивая, например, "Что будет после лета?", "Первый день недели?", "В какое время суток мы спим?" и т.д. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и задает свой и т.д.
- "Высоко - низко"
Игра с мячом. Подбрасываем мяч вверх и сравниваем какой бросок был выше.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
- "Чего бывает по 4"?
Ребенок, говорит, чего бывает по 4. Например, 4 лапы у кота, 4 этажа в доме, 4 ножки у стола, 4 пуговицы на куртке и т.д.
Аналогичная игра "Чего бывает по 2?" Например, 2 глаза, 2 руки и т.д.
- "Назови предметы заданной формы"
Ребенок должен назвать предметы заданной формы. Например, круг: солнце, колесо и т.д.
- "Что видишь?"
Игра на развитие ориентировки в пространстве и речи. Ребенок должен рассказать, что видит справа, слева, впереди, сзади.
- "Считаем шаги"
Предложите ребенку посчитать, сколько шагов, например, от вашего дома до детского сада, магазина, остановки и т.д.
- «Что больше?»
Предложите сравнить ребенку, например, 2 дома (машины, дерева) и определить какие из них больше, а какие меньше. Сравнивать можно по высоте, ширине, толщине.
- «Считаем»
По дороге домой или на прогулке считаем машины, деревья, дома или предметы определенного цвета.
- "Когда это бывает?"
Взрослый спрашивает у ребенка: "Когда появляются подснежники?" Ребенок отвечает - весной, "Когда бывает рассвет?"- утром и так далее. В этой игре ребенок закрепляет понятия о временах года, частях суток, днях недели.
Похожая игра "Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?"
- "Число по соседству"
Ведущий (сначала взрослый, затем меняемся) загадывает число и говорит его соседей, например, 6 и 8, значит загаданное число 7.
- "Какой по порядку?"
Вдоль дороги стоят машины разных цветов. Задаем вопрос ребёнку: «Какая по порядку (по счету) красная машина?» Или наоборот: «Какого цвета четвертая в ряду машина?»
Представленные игры не только развивают и закрепляют математические представления ребенка, но и способствуют более тесному взаимодействию между Вами и Вашим малышом, а также развивает память, внимание, мышление, речь, воображение.