г.Петропавловск-Камчатский, ул.50 лет Октября, д.13/1

Проблемы бытовой адаптации аутичных детей

Кто такие аутичные дети?

В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребенка можно выделить следующие:

  • нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, "экстремальное одиночество";
  • cтремление к постоянству, проявляющееся в разных формах: в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке; в стереотипных движениях ( раскачивания, потряхивания рук, кручение веревочки и т.п.); в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета, и т.п.
  • Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; у некоторых детей речь отсутствует, у других - ограничивается речевыми штампами; у части детей присутствует развернутая, на первый взгляд, речь, но лишь в русле собственных интересов - диалог при этом недоступен.

Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи.

В норме ребенок овладевает большинством социально-бытовых навыков естественным образом, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. Отстаивая свою самостоятельность или стремясь поскорее добиться желаемого результата или чужого расположения, ребенок старается сделать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию. Постепенно, несмотря на индивидуальные особенности и возможные трудности, он приспосабливается к требованиям общества.

Для аутичного ребенка описанный путь обучения чаще всего невозможен. У него отсутствует мотивация к овладению социально-бытовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщаемостью и истощаемостью в контактах. Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко.

Трудности обучения социально-бытовым навыкам

Аутичные дети с трудом осваивают навыки самообслуживания; казалось бы, привычные повседневные ситуации, такие как одевание на прогулку или покупка хлеба в булочной, повергают их в растерянность или ужас; импульсивность и разлаженность поведения и иные поведенческие проблемы аутичных людей нередко заставляют их родителей отказаться от выхода в общественные места и резко ограничить круг своего общения.

Традиционно сложилось, что основная нагрузка по организации бытового поведения аутичных детей падает на плечи их родителей. Именно они в сотрудничестве со специалистами или при помощи литературы ежедневно, очень терпеливо обучая своих детей, могут достичь самых эффективных результатов.

Сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации.

Обычно отношения с аутичным ребенком начинают строиться именно на основе предметов быта и бытовых ситуаций. Поэтому, если контакт с глубоко аутичным ребенком только появился и еще очень хрупок, стоит быть осторожными в Ваших требованиях к ребенку, радуясь уже тому, что он остается рядом. Тем не менее, как можно раньше старайтесь подключать его и его руки как пассивного участника к выполнению некоторых действий, когда помогаете ему раздеться, умыться, причесаться и т.д., отмечая при этом: "как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю". Необходимо учитывать пресыщаемость аутичного ребенка в контактах с другими людьми, быть внимательным к устанавливаемому им самим ритму взаимодействия. Насыщая мимолетные поначалу моменты контакта и обучения приятными ребенку развлечениями, сопровождая повседневные бытовые ситуации его любимыми ритмичными стишками и приговорками, удается приучить его к более длительному и целенаправленному взаимодействию.

Самостоятельность

В норме дети в возрасте 3-х лет часто стараются отстоять свою самостоятельность, протестуя против вмешательства взрослого. Для аутичного ребенка характерна слабость эмоционального тонуса, которая выражается в истощаемости, неуверенности в успехе или нежелании тратить лишних усилий. Он предоставляет действовать другому человеку: демонстрируя свое нежелание или несостоятельность, привлекает помощь взрослого; уловив готовность взрослого помочь, убирает свои руки; ждет указаний и подтверждения правильности своих действий. Аутичные дети легко становятся зависимыми от поддержки и подсказок взрослого. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая как у него самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т.п.

Очень важно, чтобы взрослые были очень последовательны в отношениях с ребенком и договорились об общих требованиях к нему. Бабушка, кормящая внука в возрасте 3-х лет с ложки, в то время как мама пытается научить его есть самостоятельно, оказывает ему "медвежью услугу".

До того, как ребенку предоставят больше самостоятельности, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.

В то же время, если в норме дети часто овладевают многими умениями, подражая взрослым, действуя путем проб и ошибок, аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций. Неудача может вызвать стойкий протест аутичного ребенка против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у ребенка возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Поручения и просьбы

Если ребенка научить выполнять простейшие поручения, его будет легче организовать в повседневных ситуациях и обучать более сложным навыкам. Важно, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, заключали в себе привлекательные для него действия. В этом случае выполнение требования может связаться с приятными ощущениями и в дальнейшем способствует формированию установки на выполнение инструкции взрослого. Прежде чем требовать что-либо, понаблюдайте, что Ваш ребенок сможет выполнить. Если Вы чувствуете, что Ваша просьба не по силам ребенку, раньше, чем он найдет выход в крике, переключите его внимание на доступную и приятную для него задачу и порадуйтесь результату, восхититесь "как замечательно он все сделал".

Очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, невыполненными. Не стоит "бросать требование в воздух", повторяя много раз одно и то же ребенку, занятому своим делом в другом конце комнаты. Многие дети привыкают не реагировать на просьбы, если взрослые постоянно обращаются к ним с требованиями, повторяют их по многу раз, но не дожидаются выполнения. Если Вы хотите, чтобы ребенок действительно Вас послушался, необходимо встать рядом с ним, и обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулировать инструкцию: "Люся, надень тапочки". Если Вы просите ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует, необходимо, не повторяя лишний раз свое требование, вложить этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: "спасибо, ты дал мне то, что я просила".

Подобное отношение к просьбам требует от Вас особого внимания к своей речи. Ребенку должно быть понятно, когда и что Вы от него хотите. Простые, краткие и четкие инструкции могут постепенно усложняться и облекаться в более естественную разговорную форму речи по мере того, как он начинает их выполнять. Если Вы обращаетесь к ребенку, не собираясь особенно настаивать на своих словах, лучше сформулировать их как пожелание: "Давай уберем игрушки". В этом случае ребенку предоставляется выбор согласиться или отказаться, и таким образом возможный отказ не будет невыполнением просьбы.

Похвала

Один из важных моментов, который может помочь легче овладеть разными навыками и смягчить некоторые поведенческие проблемы, это готовность родителей отмечать мельчайшие удачи ребенка. В обычной жизни мы часто склонны поправлять, одергивать и обращать внимание на совершенную ошибку. Нередко родителям стоит большого труда перестроить свое поведение. Действительно, вряд ли кто-то не согласится, что родители всегда реагируют на крик ребенка, но не отмечают, когда он спокоен и занят своим делом. Однако, с аутичными детьми более эффективной оказывается стратегия, когда десяток похвал, вроде "мой помощник, принес мне очки!" приходится на одно дисциплинирующее замечание. Конечно, мы хотим здесь подчеркнуть лишь общую тенденцию: было бы странным подсчитывать частоту одобрений в реальной жизни.

Очень важно, чтобы похвала была специфической, т.е. чтобы ребенку было понятно, за что его хвалят, например: "молодчина, здорово собрал мусор", вместо просто "молодец". При этом, особенно поначалу, когда неизвестно насколько значимо для него словесное одобрение, лучше сопровождать его более ощутимой наградой (кусочком печенья, любимой игрушкой, привлекательной для ребенка возней, поглаживанием или похлопыванием по плечу и т.п.).

Хотя многим подобные отношения, на первый взгляд, кажутся "дрессурой", они могут стать вполне естественными: «ты так хорошо убрал игрушки, чем мы угостим нашего замечательного мальчика?». Учитывая трудности обучения аутичного ребенка, отсутствие заинтересованности в приобретении навыка, очень важно использовать его естественные привязанности для закрепления успеха и ограничивать доступность используемых наград в другое время. Постепенно, удается расширить круг значимых для ребенка поощрений и сделать их более естественными.

Сайт создан: