г.Петропавловск-Камчатский, ул.50 лет Октября, д.13/1

Сенсорные игры, как возможность установления контакта с ребенком

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.

Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вно¬сить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

  • переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
  • возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; 
  • получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; 
  • внесение в игру новых социальных смыслов по¬средством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

В начале занятий с ребенком главная задача проведе¬ния сенсорных игр - установление эмоционального кон¬такта между психологом (педагогом) и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычна ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присут¬ствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привык¬нуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Играя с ребенком в такие игры, научите его радо¬ваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстра¬ненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника. Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире. 

Некоторые виды сенсорных игр.

Игры с красками

ЦВЕТНАЯ ВОДА
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем ко¬личество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.

СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего-фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточ¬кой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…

Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с на¬питками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно лю­бимы детьми. Такие игры можно затевать не только ку­паясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Предлагаем следующие варианты игр с водой:

ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, подо­двиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутыл­ки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных разме­ров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

ОТКРЫВАЙ! - ЗАКРЫВАЙ!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «За­крыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Ска­жи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обраще­ния), открывай!" Вот, открыла- снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

БАССЕЙН

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!».
Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фа­соль, рис. Занятие проводится на кухне.

ПРЯЧЕМ РУЧКИ

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предло­жите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.  На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

ДОЖДЬ, ГРАД                                              

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к та­кому развитию событий - позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шей­ку или голую спинку ребенка, если он позволит. В завершение такой игры организуйте уборку.

ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Ку­шайте, птички, зернышки!»

ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для ку­клы, а затем покормите ее. Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помеши­вает кашу ложкой. Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол — например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».

Игры со звуками

ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скри¬пу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: посту¬чите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите кос-тяшками пальцев по стеклу.

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ
Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коро¬бочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потря¬сите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звуча¬нию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

СВИСТУЛЬКИ
Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие иг¬рушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

МУЗЫКАНТЫ
Приобретите для ребенка детские музыкальные инстру¬менты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармош¬ку, пианино. Когда ребенок научится различать на слух их звуча¬ние, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх - «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку - играем на гармошке и т.д.

ЗВУКИ ПРИРОДЫ
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами используйте следующие приемы:

  • хлопки в ладоши; 
  • топанье ножками; 
  • прыжки в определенном ритме; 
  • танцы; 
  • проговаривание текстов стихотворений;
  • пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

  1. Сопровождение текста движениями; 
  2. Воспроизведоиие сюжета с помощью игрушек; 
  3. Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки). 


При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

Рекомендуем начинать занятия со следующих тек¬стов: песенки — «Антошка», «Песенка львенка и черепа¬хи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки — «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не по¬вторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела. В этом могут помочь подбор наи¬более интересных ребенку игр и многократное их по-вторение. Подобные игры полезны еще и тем, что ребе¬нок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции это придает подобным играм терапевтический эффект . 

Сайт создан: